AnnA Astahova (АннА Астахова) (annok) wrote,
AnnA Astahova (АннА Астахова)
annok

Categories:

857 Учебный центр железнодорожных войск

По приглашению пресс-центра Министерства обороны мы посетили 857 Учебный центр железнодорожных войск (до 1 августа 1996 г. Первый  отдельный учебный железнодорожный полк имени Ленинского комсомола) В этом году ЖДВ исполнилось 160 лет. 6 августа 1851 года вышло «высочайшее утверждение» императором Николаем I «Положения о составе управления Санкт-Петербурго-Московской железной дороги».  Согласно «Положения» было сформировано 14 отдельных военно-рабочих, две кондукторские и «телеграфическая» роты общей численностью 4340 человек, что и положило начало формированию первых военно-железнодорожных подразделений. Им было предписано поддержание в исправном состоянии железнодорожного пути, обеспечение бесперебойной работы станций, охраны мостов и железнодорожных переездов.
Железнодорожными войсками и их руководителями, рядовыми, специалистами всегда гордились в стране. Немало среди них героев СССР, многие награждены орденами и медалями не только за военные подвиги, но и за самоотверженный труд в мирное время. Они четко выполняли все распоряжения власти и соответствовали принятой доктрине: - «Нам нужно иметь такой командный состав, - писал М. В. Фрунзе, - который не растерялся бы ни при какой обстановке, который мог бы ...принять соответствующее решение, неся ответственность за все его последствия, и твердо провести его в жизнь». Во время ВОВ «ночью немцы бомбили железные дороги и мосты, а к утру воины их восстанавливали». Много интересных фактов можно прочитать в книге «Железнодорожные войска России» – правда в книге история заканчивается 1991 годом, а можно приехать в музей, расположенный в 857м Учебном центре железнодорожных войск. Директор: полковник Лебедев Олег Макарович, тел. (495) 526-4135.
С самого первого момента в части мы поняли, что и сегодня здесь остались «прежние бойцы», неравнодушные к своей работе, воинскому званию и к армии в целом. Чувствуется немалый опыт и высокая квалификация офицерского и сержантского состава. Они обучают солдат-срочников нужному делу, которое и на гражданке пригодится. Обидно, что урезано время обучения – с полугода до трех месяцев, но нет ничего катастрофического – заверяет нас начальник учебного отделения Игорь Александрович - просто учиться курсантам приходится по 8 часов в день (5 до обеда и три после), плюс основы армейской подготовки. Обидно, что перестали выдавать курсантам дипломы о среднем профессиональном образовании государственного образца. Это все нововведения министров образования и обороны – даже экспериментаторами этих людей называть не хочется, они ломатели. Указом Президента России от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральная служба железнодорожных войск Российской Федерации была упразднена, а её функции переданы Министерству обороны Российской Федерации. Расстраивает командиров и работа военкоматов, сотрудники которых не смотря на настойчивые требования присылать исключительно парней с правами категорий В, С и одновременно крепких физически и психически, присылают всех без разбора, без психологического тестирования. Без казусов тут не обходится: то парочка пацанов заявляет, что «они дети индиго и к ним должно быть отношение как к инопланетянам», то один утверждает, что «умеет превращать апельсины в ежиков». Приходится вкладывать в ребят и основы физкультуры и основы ответственности за свои слова и за свои дела. Ведь без этого невозможно работать с тяжелой техникой и умными приборами. А основное – овладение новой специальности (в учебном центре готовят по 12-ти специальностям), теоретические и практические занятия с техникой, средствами связи, управление автотранспортом.
В отличие от гражданских строительных и ремонтных организаций, армейская техника более громоздкая и в то же время универсальная. Вся техника исключительно российская – выпускает Брянский завод. Ремонтные комплексы и походные кухни на базе Камазов (раньше были Уралы). Машины на гусеничном ходу имеют повышенную проходимость и могут прибыть в нужное место по любой местности, форсируя водные преграды. Автотранспорт приспособлен для перестановки на рельсы (комбинированный ход). Такой необходим для проведения производственной разведки (сразу после стихийного бедствия или теракта), выяснения обстановки, ликвидации малых разрушений собственными силами личного состава ремонтных бригад и т.д. Полевые условия для практики в учебке еще с советских времен. Железные дороги в СССР строились с хорошим запасом прочности, требования ГОСТа были очень высоки. Это было связано со стратегическим военным значением стальных магистралей для быстрой доставки грузов в масштабах огромной страны. Тогда существовали и бронепоезда (которые будут окончательно расформированы к 2015 году), и тяжёлые поезда для транспортировки баллистических ракет. В наши дни акцент делается на развитие сети скоростных перевозок пассажиров, разработку новых технологий, однако требования безопасности здесь тоже максимальные. Без мощной техники и опытных специалистов железнодорожных войск и сейчас не обойтись.
Курсанты, за занятиями которых мы пристально наблюдали сквозь объективы фотокамер, только две недели назад приняли присягу. А сегодня они уже управляют кранами (всего 14 видов разных), забивают сваи, водят амфибию, меняют испорченные шпалы, выправляют путь и прокладывают новые отрезки железной дороги. В классах же ребята проходят металловедение, основы техники безопасности, строение машин и др. дисциплины. За партами сидят по три человека. На партах учебники, тетради. Так же, как и в школе, выходят с указкой к доске…
На территории учебного центра еще есть небольшой собачий питомник. Азиаты и кавказы. Умные, сильные, отважные псы. В клетках взрослые охранники, рядом в будке подрастающее поколение. Собак любят.
Аллея славы приводит нас к зданию клуба. На втором и третьем этажах как раз и расположен музей. Открыт 20 февраля 1976 г. В музее 20 000 экспонатов и все - оригиналы. Расположено все это в четырех залах музея, общей площадью почти 700 кв. м. Знамена, флаги, холодное и огнестрельное оружие, награды, макеты техники и построенных объектов, документы, форма одежды военных железнодорожников разных лет, фотографии, электрифицированные схемы, подарки музею от гостей. За 35 лет в музее побывало больше 140 000 посетителей – военнослужащие, школьники, ветераны, иностранные делегации, проведено более 5 тыс. экскурсий, сотни встреч с ветеранами, десятки тематических вечеров, посвященных знаменательным датам в истории военных железнодорожников. Среди почетных посетителей - первый российский президент, многие другие государственные деятели, более 100 иностранных делегаций, а также Виктор Савиных - дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт, служивший срочную в ЖДВ.
И хотя сняли в ходе нынешних реформ гордое имя «музей» переименовав в «клуб», начальнику клуба и его единомышленникам без разницы как называют, главное сохранить и донести память до людей, разбудить в детях интерес к героическому прошлому своих отцов и дедов, своей страны. Это люди, относящиеся к музею, как к частице своей души. Каждый экспонат подлинный, каждый как близкий соратник и каждый они будут защищать. О каждом есть своя история, подлинная история тех лет. Вот последнее письмо родителям с фронта Героя Советского Союза сержанта Виктора Мирошниченко, ценою собственной жизни взорвавшего стратегически важный мост и задержавшего тем самым наступление фашистов… мундир с многочисленными наградами Героя Социалистического Труда генерал-полковника Павла Кабанова, который в течение двадцати четырех лет командовал железнодорожными войсками… макет боевой кухни военных лет… рукописная газета (боевой листок) защитников Ленинграда… Все это бережно хранимо. Сотрудников музея всего трое, но эти трое стоят батальона. Они собирают, ремонтируют, ухаживают за экспонатами, выбивают ковровые дорожки и самое главное передают всем желающим крупицы и глыбы памяти. Случается, сотрудники музея, совершенно неожиданно открывают неизвестные исторические факты. Так, в настоящее время оформляется стенд, посвященный конструктору танка Т-34 Михаилу Кошкину. Оказывается, в годы гражданской войны, он служил в железнодорожных войсках. Если придет «американец» и скажет – вот вам миллион и уходите на покой, оставьте все свои экспонаты нам, то эти люди плюнут в лицо предложившему, хотя после этого могут и получить сердечный приступ…

Как обычно, все фотографии Алексея Салтыкова©.

Tags: министерство обороны, путешествия, работа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments